Петербург должен стать настоящей морской столицей России -

директор Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов Андрей Жечков

14 августа 2004 года

Андрей Борисович, сейчас существует губернаторская программа возрождения парусного спорта в Петербурге. На какие средства это планируется делать?

Наш клуб - общественный, но мы считаем, что очень важно к вопросу восстановления клубов и восстановления парусного флота привлечь предпринимателей. Это достаточно большие внебюджетные средства. Московский бюджет может позволить себе закупать для яхт-клубов сотнями яхты олимпийских классов, мы не закупали яхты на бюджетные деньги уже лет 15.

Но на территории клуба есть и новые, современные суда.

Новые - это частные яхты. Клуб будет закупать суда в этом году впервые за много дет - на собственные средства.

Правда ли, что яхты - это спорт для богатых, закрытый клан?

Абсолютно нет. Наш клуб, а он старейший в России, ему скоро 150 лет, всегда был демократичным. Парусным спортом занималась и интеллигенция, и рабочие, и военнослужащие, и журналисты. В гонках участвуют все, потому что действительно очень интересно, очень достойно.

Сам парусный спорт имеет три направления. Первое - это гоночные яхты. Наш яхт-клуб имеет гоночное направление, основная масса наших спортсменов - это гонщики. К ним во время регаты лучше не подходить, они все - люди, больные парусным спортом.

Второе направление - это дальние походы, путешествия. Дальние походы - в основном это Балтика и Северная Атлантика, может быть, скоро прибавится Средиземное море.

Еще оно направление - это парусная школа, то есть обучение. Например, Николай Литау, капитан яхты "Апостол Андрей", которая уходит в кругосветку, впервые увидел море в 39 лет. Раньше он жил в Казахстане, и как сам говорит, не знал, что бывает воды больше, чем в Балхаше. Пришел, увидел, и сейчас к 50-ти у него уже две кругосветки. Одна из них была признана самым заметным парусным достижением 2002 года, причем такими парусными асами, как англичане и американцы - это поход вокруг Северного полюса на яхте.

Наверное, чтобы этим заниматься, нужно быть человеком немного не от мира сего?

Да. Но экипаж крупной яхты - 20 человек, из них не от мира сего - трое, а 17 просто хотят стоять близко к ним. Всегда, на каждой яхте есть лидер. Конечно, это ее капитан. Он отвечает и за жизнь людей в море, и за материальную часть, подготовку. Он должен быть не от мира сего, потому что он должен уметь все. Такие у нас есть. У нас только тех, кто более 50 лет в яхт-клубе и до сих пор является яхтенным капитаном, больше 10 человек.

Яхту содержать не так просто. Помимо того, что нужны определенные знания и навыки, нужны и финансы. Яхты червертьтонного класса и выше - это основные гоночные яхты - требуют порядка 4-6 тысяч, крупные крейсерские яхты - 7-8 тысяч долларов в год. Если экипаж средней яхты - 10 человек, считайте, сами, сколько тратит на яхту каждый. Дорого?

Это с учетом того, что яхта принадлежит клубу?

Конечно. Купить новую спортивную яхту может позволить себе, например, административный округ - это порядка 500-600 тыс. рублей. А покупка крупной яхты - это уже федеральный уровень. Но у нас 80 с лишним федеральных образований только в России! Я думаю, что они способны иметь яхту стоимостью $100-150 тыс., так что мы можем позволить себе иметь достаточно серьезный парусный флот. Эти суда будут находиться в Санкт-Петербурге и участвовать в соревнованиях за свой округ, тогда мы перестанем быть морской столицей чисто номинально.

А как вы сами пришли в парусный спорт?

Наверное, корни. У меня в родне и моряки, и конструкторы парусников. Сам я по молодости занимался больше ориентированием, альпинизмом. Когда вернулся после службы в армии, море все-таки притянуло. Судьба, наверное.

Сейчас активно ведутся работы по реализации программы, направленной на благоустройство акватории Невы и прибрежных территорий. Коснется ли эта программа яхт-клуба?

У нас есть своя программа, своя концепция развития клуба как старейшего клуба России. До 1992 года наш клуб являлся лучшим яхт-клубом страны. Потом годы перестройки и борьба за приватизацию клуба привели к очень большим сложностям. Но они все разрешимы.

Сейчас в России улучшается экономическая, политическая обстановка, ее финансовое состояние. Значит, у нас есть возможность привлечения в парусный спорт как бюджетных, так и внебюджетных средств. И самое главное, что за эти годы мы много чего потеряли - по развитию, по темпам, но мы сохранили людей, а значит, у нас есть возможности развития, причем очень быстрого. Бюджет клуба вырос за последние годы почти в 10 раз, это позволяет нам самостоятельно проводить сейчас достаточно серьезную работу по его реконструкции.

Вы говорите о личных инициативах яхт-клуба. А город все-таки принимает участие в вашей судьбе?

Наш клуб - спортивный. А администрация города и КУГИ занимаются экономическим развитием города. К сожалению, одну четверть нашего яхт-клуба, бывшую судоверфь фактически отобрали в начале 90-х годов, когда началась приватизация. А яхт-клуб и в целом Россия осталась без единственного завода спортивного судостроения, который обеспечивал практически весь наш олимпийский флот.

Все новые яхты, которые у нас стоят, западной постройки, а мы сами в состоянии построить 2-3 яхты за год. Это очень мало, особенно для детского спорта. Раньше у нас было почти 400 яхт детских и олимпийских классов, а сейчас не набрать и четыре десятка. А хороших яхт - вообще с десяток.

Потенциал Санкт-Петербурга - не менее двух тысяч детских яхт. В целом по городу мы можем занять 2 тысячи детей парусным спортом. У нас 20 районов - по 100 человек из района. Неужели в каждом районе не найдется 100 мальчишек и девчонок, готовых ходить под парусом? На верное, найдется. У нас 25 школ только в Петроградском районе - по 4 человека из школы.

Если мы - морская столица, у нас должно быть достаточно прежде всего детских парусных яхт. У нас есть озера, у нас прекрасное побережье, у нас прекрасная Ладога. Мы должны иметь сеть марин (платная морская стоянка - ИФ) и сеть детских парусных клубов. Наши тренеры ставят ребенка под парус за 2-3 недели. А через год они уже участвуют в соревнованиях. Недавно были соревнования, посвященные 60-летию Нахимовского училища - ребята под парусом перелетали Неву от "Авроры" до Летнего сада за минуту. У нас есть тренеры, которые обучают детей уже в течение 50 лет, воспитали не одного чемпиона мира и Европы.

Сейчас мы планируем открыть парусные классы в школах. На будущий год впервые они появятся в Петроградском районе. Сейчас совместно с комитетом по физической культуре и спорту мы работаем над проектом, который даст возможность каждому городскому району иметь хотя бы по 5 яхт.

А где же их держать?

Те районы, которые не имеют непосредственного выхода к Неве или заливу, могут держать их у нас. Провести гонку на Неве, например, возле Речного вокзала на приз Невского района - я думаю, это будет очень интересно. Сама организация подобного мероприятия - очень непростая, но иметь раз в году детскую регату Петербурга, на которую выйдет 100 детских яхт, поверьте, это зрелище достойное нашего города. Если это будет дополняться еще хорошей культурной программой, наши яхтсмены будут также узнаваемы, как футболисты.

Спонсором подобных мероприятий последние годы выступают пивоваренные компании. Сейчас рекламу пива запретили. Кого, по-вашему, можно тогда привлечь в спонсоры парусного спорта?

Я считаю, что парусный спорт и пиво не противоречат друг другу. Мы выступаем категорически против наркотиков. На большие крейсерские яхты можно поставить паруса площадью 180-200 кв. метров - спонсорам для рекламы не понадобится никакое телевидение. Тем более, что в гонках могли бы принять участие и лидеры компаний. В футбол за свою команду в 50 лет уже не поиграешь, а под парусом, где нужно думать головой, ходить можно в любом возрасте.

Сейчас принято решение строить новый яхт-клуб на месте бывшей базы маломерного флота "Ленинградец". Как вы к этому относитесь?

Яхтсмены, по крайней мере, те, которых я знаю, не имеют отношения к этой программе. Но я думаю, это движение в правильном направлении, и мы активно будем в нем участвовать. Санкт-Петербург должен иметь не менее 7 больших клубов и порядка десяти небольших стоянок для судов. Тогда мы сможем удовлетворить спрос всех желающих.

Мы можем обеспечить стоянкой до 500 яхт небольших и 300 яхт олимпийского класса в год - итого 800. Причем 500 мы сможем принимать только в том случае, если улучшим свою причальную базу. Сейчас мы реально принимаем одновременно 250, с большим напряжением - 300.

Маленький финский городок Котка имеет по статистике одно маломерное судно на 6 человек, а у нас - одно на 25 тысяч. У нас сухопутная страна, это понятно. Но если мы морская столица, давайте покажем пример. Если у нас 5 миллионов человек, реально нужно несколько десятков тысяч маломерных судов. Вы говорили, что парусный спорт - это дорого. Да у нас до прошлого года детская парусная школа была вообще бесплатной. Сейчас нам придется вводить плату, потому что в ходе различных отношений, не всегда понятных для нас, между профсоюзами и городом, перестали платить зарплату тренерам, и сейчас мы платим им сами.

А сколько составляет зарплата тренера?

5-7 тысяч рублей в месяц. У тех, кто возит команды на соревнования, конечно, выше. Таких у нас человек 10.

Много говорят о том, что в Петербург нужно привлекать иностранных яхтсменов.

Любой крупный город Средиземного моря или Балтики старается провести у себя соревнования. Это является очень заметным, весомым явлением в жизни морского города. Сам бог велел Санкт-Петербургу иметь крупную регату, которую могла бы поддерживать администрация города и на которую приглашались бы ведущие спортсмены. Но мы должны четко понимать, что мы можем, а чего не можем.

Нам предложили сейчас завершать в Санкт-Петербурге "Volvo Ocean" - крупнейшие соревнования кругосветных путешествий. Но только за заявку на это нужно заплатить $25 млн. Я думаю, что мы пока для таких регат не готовы. Мы, конечно, можем принять участие, но у нас достаточно проблем со своим массовым спортом. Если нам дадут $25 млн., здесь будет совершенно другой яхт-клуб, совершенно другие суда. А тут $25 млн. только за то, чтоб явиться! А ведь эту яхту еще нужно построить за дополнительные деньги, и еще вложить средства в проведение финиша. Может быть, мы уже к этому и готовы. Но давайте не забывать про демократичность спорта.

Я хочу, чтобы у нас развивался семейный парусный спорт. У нас такая красивая Онега, такая красивая Ладога. У тех, кто к нам приходит из Европы, ничего такого даже близко нет! Поэтому я бы не сказал, что нам очень нужно сразу принимать участие в "Volvo Ocean", выкинуть на это $60 млн. С моей точки зрения, по Сеньке шапка.

Говорят, что в 2007 году Петербург может принять регату "Катти Сарк".

Да может и в этом году. Но опять же, нужно будет заплатить крупные деньги организаторам, именно за лейбл. В "Катти Сарк" принимают участие большие суда, и они заходят не в наш клуб, а в Неву. Мы принимаем участие только как суда сопровождения.

Вообще я считаю, что это очень интересная идея, с будущего года мы постоянно будем готовы встречать большие парусные суда на подходах к Санкт-Петербургу. Вся беда в том, что они не могут входить в город под парусами. Это можно делать за Кронштадтом, но там их уже никто не видит. Поэтому и нужно строить марины, чтобы люди могли приехать, например, в Зеленогорск, Серово, Ломоносов, оттуда выйти в море и посмотреть, как приходят большие парусные суда. Это удивительное зрелище! Когда одновременно идут "Крузенштерн", "Седов", "Мир", "Штандарт" - 5-7 крупных судов - не нужно никакой "Катти Сарк"! У нас у самих есть флот больших судов - не надо нам платить иностранцам миллионы долларов. Наши 5 парусников придут, и яхт-клуб выставит флот в 300-400 судов, чтобы люди могли посмотреть на эту красоту. Но что говорить, если в Таллинн заходит в год 8000 яхт, а к нам - 200-300.

Выгодно ли экономически принимать иностранные яхты?

Городу - очень, яхт-клубам - пока нет. Средний турист оставляет в яхт-клубе только 2% всех средств, которые он тратит в городе. За стоянку яхты в день он платит $10, а в ресторанах, музея, театрах - $1500-2000.

Законодательно нужно что-то менять, чтобы принимать в Петербурге иностранные яхты?

Нужно организовать единый контрольно-пропускной пункт пограничников и таможенников в Кронштадте, и чтобы он работал круглосуточно - ничего больше.

 Источник: Interfax,

www.kronfund.ru

Hosted by uCoz