Ахтерштаг
- штаг идущий от
рангоутного дерева к корме.
Бак - самая открытая часть палубы,
поэтому ее оборудование должно обеспечивать безопасность экипажа.
Бакштаг - проволочная
или веревочная снасть для укрепления с боков мачт, трубы и др.
Баллер -
стержень, на котором укреплено перо.
Бейдевинд
- курс парусного судна при встречно-боковом
ветре, когда угол между продольной осью судна и направлением ветра 90±.
Брочинг - это
неподдающиеся управлению резкие повороты (броски) яхты в наветренную
сторону. Чаще всего это происходит на курсах бакштаг или фордевинд.
Буй - пловучий знак.
Буйреп -
трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим
поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Ванты - снасти
стоячего такелажа, поддерживающие с боков и несколько сзади мачты.
Галс
- положение яхты относительно ветра, когда угол ветра больше нуля. Яхта
идет правым галсом, если ветер дует в правый борт, и левым галсом, когда
ветер дует в левый борт.
Гик - горизонтальное
рангоутное дерево, по которому растягивается парус; одним концом Г.
упирается в мачту.
Грот - на парусных
судах, большой прямой парус.
Дельные
вещи - это вспомогательные детали вооружения, которые служат
главным образом для крепления и проводки такелажа.
Дрейф
- снос яхты с линии курса под влиянием ветра. как и курс относительно
ветра, дрейф может быть правого или левого галса.
Дрейфовать - перемещаться по ветру или течению без помощи парусов
или двигателя; лежать в дрейфе с убранными парусами, удерживая нос или
корму против ветра с помощью плавучего якоря; перемещаться с отданным
якорем, когда он плохо забрал и ползёт по грунту.
Камбуз - кухня на
судне.
Корма - задняя оконечность судна. Форма подводной
части К. влияет на сопротивление воды движению судна, его управляемость
и на условия работы судового движителя, а очертания её надводной части
определяют удобство расположения судовых устройств (рулевого,
швартовного, буксирного и др.) и судовых помещений.
Кранцы - плетенные из снасти или сшитые из парусины подушки, которые
вывешивают по бортам яхты для предохранения от повреждений.
Крен - наклон судна на
левый или правый борт.
Латы - тонкие, плоские
деревянные пластины, вставляющиеся в нашивные карманы у задней шкаторины
паруса.
Лебедка - это сложная
и необходимая часть судового оборудования. Они расположены в местах,
наиболее удобных для создания необходимого тянущего усилия.
Левентик - положение яхты относительно ветра, когда угол
ветра около нуля.
Леер - железный прут
или туго натянутый растительный или стальной трос, закрепленный с обоих
концов.
Мачта - вертикальное
или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для
других частей рангоута - стеньг, реев и т.д. - и для постановки парусов.
Маяк - навигационное
сооружение с источником света и своей характеристикой огня, служащее для
определения местоположения судна.
Оверштаг -
поворот, когда судно меняет галс с пересечением линии ветра носом.
Осадка -
расстояние самой углубленной точки подводной части судна от поверхности
воды.
Отпорный крюк - короткий багор, на
швертботах и маленьких яхтах часто объединенный с веслом.
Парус - это главный
двигатель яхты, преобразующий воздушный поток в прямолинейный импульс.
Плавучесть - способность судна держаться на воде.
Риф - приспособление
для уменьшения поверхности паруса при сильном ветре. Обычно Р.
представляет собой ряд продетых сквозь парус завязок, с помощью которых,
подтягивая гик или рей, делают на парусе складку, т. е. зарифляют его
("берут Р.").
Рифить паруса - (брать, взять рифы),
уменьшать площади парусов с помощью специальных устройств, снастей и
приёмов.
Руль - одно из
основных устройств, служащих для управления яхтой и во время плавания им
приходится постоянно работать при помощи румпеля.
Румпель - деревянная
или алюминиевая рукоятка, при помощи которой управляют рулем.
Спинакер - добавочный
треугольный парус на спортивных парусных судах.
Спинакер-гик - выстрел от мачты для выноса
брасового угла спинакера на ветер.
Стаксель - треугольный
парус, поднимаемый по лееру или штагу.
Узел
- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в
час.
Узлы морские - соединение тросов между собой
или тросов с предметами.
Утка
- двурогая планка небольшого размера, для крепления свободного конца
троса.
Фал
- снасть, служащая для подъёма отдельных деталей рангоута, парусов,
флагов и пр.
Фордевинд - 1.Курс судна относительно ветра, совпадающий с его
направлением. 2.Поворот, когда судно пересекает линию направления ветра
кормой при смене галса.
Футшток - деревянный шест со сделанными на расстоянии полуметра друг
от друга цветными полосами. Они служат для промера глубин, съемки с мели
и других подобных целей.
Шкаторина
- кромка паруса.
Шкот - снасть судового такелажа для управления парусами. Шкоты
крепятся к углам парусов.
Штаг - снасть стоячего
такелажа, поддерживающая в диаметральной плоскости вертикальные
рангоутные деревья - мачты, стеньги, брам-стеньги и т.д.
Экипаж - весь личный состав корабля, кроме пассажиров.
Эллинг - место постройки, хранения или ремонта судна.
Якорь -
приспособление, удерживающее корабль или судно на месте, когда они
находятся на чистой воде, т.е. не соприкасаются с берегом.
Яхт-клуб - имеет целью
развивать любовь к морским плаваниям, поощрять судостроение,
образовывать матросов, для чего устраивает гонки судов.
Яхта - парусное
моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3000 т,
предназначенное для спорта, или туристских целей. |